Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты:
– Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
– Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
– Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) “Об охране атмосферного воздуха”
– Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
– СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
– Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 года N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
– СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”. (Документ утрачивает силу с 1 января 2022 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, утвердившего новые требования).
Статья 105 Земельного кодекса РФ указывает виды зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), к которым в том числе отнесена санитарно-защитная зона (СЗЗ).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства и некапитальных строений, сооружений, групп производственных объектов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, объектов размещения отходов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия, превышающего 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на:
– границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов);
– границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее – полоса отвода);
– границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21).
Эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы в жилой зоне, а также зонах, к которым предъявляются повышенные экологические требования (указанных в п.70 СанПиН 2.1.3684-21), осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно­защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5 ПП РФ от 3 марта 2018 года N 222 «В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.»

Границы и размеры санитарно-защитных зон устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Этапы при установлении санитарно-защитной зоны:
а) Разработка Проекта санитарно-защитной зоны;
б) Получение экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

После получения Решения об установлении санитарно-защитной зоны, сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Этапы при изменении санитарно-защитной зоны:
а) Разработка Проекта санитарно-защитной зоны;
б) Получение экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны;
в) Получение результатов исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух на границе изменяемой санитарно-защитной зоны;
г) Получение экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте (в) настоящего пункта.
После получения Решения об установлении санитарно-защитной зоны, сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Этапы при прекращении существования санитарно-защитной зоны:
а) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за границей промышленной площадки объекта (границей промышленной площадки ранее существовавшего объекта при его ликвидации);
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте (а) настоящего пункта.
в) сведения, подтверждающие прекращение эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за границей промышленной площадки объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека, риски здоровью населения не превышают установленных санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов.

Проект санитарно-защитной зоны включает следующую информацию:
а) сведения о размерах и границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);
в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
г) сведения и перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;

Проект санитарно-защитной зоны состоит из следующих разделов:
Раздел 1 «Содержание проекта» с информацией о место расположении объекта, основании и целях разработки, кратким перечнем и результатами выполненных в ходе проектирования работ, списком использованной литературы.
Раздел 2 «Методика выполнения работ при проектировании санитарно-защитной зоны» содержит описание источников исходных данных, в том числе картографических материалов; методы, методики и программные средства; параметры и данные, принятые для выполнения расчетов рассевания и иные сведения использованные в ходе выполнения работ.
Раздел 3 «Сведения об объекте» содержит общие сведения об объекте, указание граничащих территорий и объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания; описание производственной структуры, технологических процессов, мощности объекта, используемого сырья, объемов выпускаемой продукции и т.п.; режим работы объекта; ориентировочный размер санитарно-защитной зоны объекта (при наличии).
Раздел 4 «Оценка фактической и перспективной градостроительной ситуации» содержит: ситуационную карту-схему, на которую нанесены: земельный участок (участки) объекта, а также иные объекты и территории как существующие, так и перспективные с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования; карту-схему с нанесенными границами санитарно-защитной зоны с указанием масштаба; адресный реестр объектов и земельных участков с нормируемыми показателями качества среды обитания (в случае наличия таких объектов и территорий в границах предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны).
Раздел 5 «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ» содержит:
– в текстовой части описание источников негативного воздействия и выводы о соблюдении/несоблюдении на границе определяемой санитарно-защитной зоны гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха;
– в графической части карту-схему санитарно-защитной зоны по фактору химического воздействия на атмосферный воздух с указанием расчетных точек.
Раздел 6 «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов акустического расчета и(или) расчета воздействия других физических факторов (ультразвук, инфразвук, электромагнитное излучение (ЭМИ), вибрация и другие)» содержит:
в текстовой части описание источников негативного воздействия и выводы о соблюдении/несоблюдении на границе санитарно-защитной зоны предельно-допустимых уровней воздействия.
в графической части карту-схему санитарно-защитной зоны с расчетными точками.
Раздел 7 (при необходимости) «Определение размеров санитарно-защитной зоны на основании результатов расчета рассеивания биологических агентов (микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов)»
Раздел 8 «Оценка риска для здоровья населения», разрабатывается для объектов I и II классов опасности, а также для объектов, для которых санитарной классификацией не определены классы опасности, в составе выбросов которых присутствуют вещества с доказанным канцерогенным действием, и должен содержать материалы по расчёту и оценке риска для здоровья населения.
Раздел 9 «Программа производственного лабораторного контроля на границе санитарно-защитной зоны», содержит программу натурных исследований за качеством атмосферного воздуха, уровнем воздействия физических и биологических (при наличии) факторов на границе санитарно-защитной зоны, на территории жилой застройки и других объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания.
Раздел 10 «План (перечень) мероприятий по защите здоровья населения» разрабатывается при необходимости проведения указанных мероприятий и должен содержать конкретный перечень мероприятий, включая технические, технологические, организационные, медико-профилактические и т.п., по защите населения от вредного химического, физического и биологического (при наличии) воздействия на среду обитания и здоровье человека с указанием сроков реализации и исполнителей.
Раздел 11 «Описание границ санитарно-защитной зоны объекта» содержит: информацию о размере санитарно-защитной зоны по всем направлениям, информацию о наличии/отсутствии территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в границах санитарно-защитной зоны; перечень ограничений использования земельных участков в пределах санитарно-защитной зоны; описание местоположения границ санитарно-защитной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (XML-файл); и др. сведения в связи с установлением, изменением санитарно-защитных зон.
К проекту санитарно-защитной зоны должны быть приложены:
а) правоустанавливающие документы на земельные участки;
б) картографические материалы, содержащие ситуационный план размещения объекта.
Указанные материалы должны содержать актуальную на момент проектирования информацию, отображать границы земельного участка объекта и границы территорий и объектов различного назначения, в том числе с нормируемыми показателями качества среды обитания, которые запрещено размещать в санитарно-защитных зонах с обозначением их назначения.
в) копия разрешения на выбросы (при наличии);
г) копия справки уполномоченной организации о метеорологических характеристиках, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
д) результаты инвентаризации источников выбросов оформленные в установленном порядке;
е) результаты инвентаризации источников физических факторов воздействия.

Необходимо отметить, что в рамках государственной экспертизы проектной документации ПМООС согласно ПП РФ №87 от 16.02.08 должна проверяться обоснованность границ СЗЗ, в соответствии с нормативными требованиями. Установление размеров СЗЗ производится в соответствии с проектом обоснования СЗЗ и (при необходимости) оценки рисков для здоровья населения. Сведения о границах СЗЗ являются приложением к решению об установлении СЗЗ, выданному уполномоченным органом. В организацию по проведению государственной экспертизы необходимо представлять санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключение по проекту СЗЗ.

Проект СЗЗ – проект сокращения санитарно-защитной зоны промышленного объекта, аэропорта.

Для достижения успеха важно доверить разработку этого важного документа профессионалам.

Почему разработку проекта СЗЗ необходимо доверить специалистам ПБ ЦЭИ?

СтабильностьВсё включеноТвёрдая цена
С 1998 года мы занимаемся разработкой экологической документацииРазработаем проект СЗЗ "под ключ". Корректировка томов и снятие замечаний входит в фиксированную стоимость проекта СЗЗ.После оценки исходных данных озвучивается фиксированная цена разработки проекта СЗЗ.
Вы оплачиваете нашу работу и отдельно экспертизу ФБУЗ.
Выезд к заказчикуГарантия согласованияПрофессионализм
Выезжаем на объект Заказчика, поможем собрать исходную документацию, сопровождаем проект в экспертизе.Мы сделаем всё, что от нас зависит, чтобы Ваш проект СЗЗ был согласован в кратчайшие сроки.Большинство наших сотрудников имеют учёные степени и являются экспертами. Поэтому для нас не существует нерешаемых проблем. Суммарный опыт разработки проекта СЗЗ составляет более 30 лет.

Узнайте стоимость проекта сокращения санитарно-защитной зоны Вашего предприятия здесь.

%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d1%87-1%d1%87%d0%b5%d0%ba%d0%bc%d0%b5%d1%88%d0%be%d0%ba-%d1%81-%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%b3%d0%b0%d0%bc%d0%b8e1476113546355
Разработаем "под ключ"Без скрытых выплатФиксируем ценуГарантируем сроки разработки документации
Мы передадим Вам согласованный в РоспотребНадзоре проект СЗЗДополнительно оплачиваете только экспертизу ФБУЗФиксируем цену на этапе оценки проектаРазработаем проект в течение трёх недель с момента получения исходных данных. Согласуем в РоспотребНадзоре в соответствии с регламентом

В каких случаях необходимо сокращение СЗЗ?

проект СЗЗ для предприятияПроект СЗЗ необходим для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а также в случае близкого соседства предприятия с жилой застройкой и инфраструктурой населённого пункта.
Наличие у предприятия проекта СЗЗ позволит бессрочно обезопасить себя от штрафных санкций и жалоб населения.
За отсутствие проекта СЗЗ на предприятии введены штрафные санкции или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Мы можем разработать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на перспективу развития Вашего промышленного объекта. Например, при увеличении количества взлётно посадочных полос аэропорта, или в случае изменении технологии промышленного предприятия. Возможно проведение научно исследовательской работы с моделированием рассеяния загрязняющих веществ в системах AERMOD или ANSYS.

AERMOD - моделирование концентрации рассеяния загрязняющих веществ

Узнать, нужен ли Вам проект СЗЗ, можно по почте info@ceieco.ru.

Согласование проекта СЗЗ

Проект СЗЗ (сокращение СЗЗ) необходимо согласовывать со следующими органами государственной власти:

Орган государственной властиСитуация/результат
1. РоспотребНадзорСанитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ
2. Экспертиза ФБУЗПоложительная санитарно-эпидемиологическая характеристика
3. Федеральный РоспотребНадзортолько для предприятий, принадлежащих к первому и второму классам опасности
Федеральные санитарные институтыПри необходимости оценки риска здоровью населения*

По желанию Заказчика разработаем проект оценки риска здоровью населения

При необходимости подготовим документы о постановке Вашего предприятия, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду,  на государственный учёт. Внесём документы в государственную информационную систему, согласуем и передадим Вам свидетельство о постановке на государственный учёт.

Всё сделаем сами: сократим санитарно-защитную зону Вашего предприятия и согласуем в РоспотребНадзоре.

Сколько стоит разработка проекта сокращение санитарно-защитной зоны проект СЗЗ?

Чтобы определить стоимость разработки проекта СЗЗ для предприятия или аэропорта, нам необходимо сделать предварительную оценку сложности этой работы и зафиксировать цену разработки проекта санитарно-защитной зоны.

Пришлите нам, пожалуйста, запрос на электронную почту info@ceieco.ru.